Воровство

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди до­школьников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверст­ники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Также для детей-дошкольников нехарактер­ны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воров­ство, можно выделить несколько групп:

·  желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой) - Наиболее часто среди дошкольников встречаются кра­жи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, при­надлежащим другому человеку. Ребенок видит новую иг­рушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, вос­пользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. При­чина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собствен­ность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Именно та­кие понятия постигаются ребенком через общение со взрос­лыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

·  желание сделать приятный подарок кому-то из близких – группа мотивов связаная с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым лю­дям приятное.

·  желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;

·  желание отомстить кому-либо.

Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с млад­шим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выби­рая для этого доступные способы. Это же касается и же­лания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступ­ков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя пой­мают?» — удивляются они. Но они забывают, что дети - дошкольники обладают такими психологическими осо­бенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толка­ют детей на нелогичные поступки. Таковыми особенно­стями являются:

·  импульсивность, подверженность сиюминутным по­рывам вследствие неразвитости произвольного сознатель­ного контроля поведения;

·  неразвитость прогностической функции, т. е. не­умение эмоционально предвосхищать последствия соб­ственных действий;

·  узость понятийного аппарата, трудность осмысле­ния абстрактных понятий;

·  осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при орга­низации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в сво­ем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современ­ная ситуация такова, что воровство наблюдается и у де­тей из так называемых благополучных семей. И в пер­вом, и во втором случае воровство детей — последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприклад­ство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материаль­ный достаток — вот основной стимулятор. Сложнее об­стоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитатель­ных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совер­шаемых взрослыми в процессе воспитания:

·  отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой — «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;

·  несогласованность требований взрослых, предъяв­ляемых к ребенку; такая ситуация характерна для се­мей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

·  «двойная мораль», когда действия родителей рас­ходятся с делом;

·  вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», под­мены общения материальным обеспечением;

·  тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формиро­ваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность роди­телей в воспитании стимулирует ребенка к приспособ­ленчеству, развивает зависимость от настроения окружа­ющих. Ребенок учится манипулированию мнением взрос­лых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участ­ников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слу­шать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, неко­торые родители демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и дол­го не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать нега­тивные проявления личности или характера стимулиру­ет развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в кол­лектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» — с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понима­ют, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начина­ют обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-чадо».

Еще одна крайность — желание родителей контроли­ровать каждый шаг своего ребенка — влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают актив­ную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать по­рицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует разви­тию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происхо­дит деформация личности ребенка под воздействием не­правильного воспитания.

Что можно порекомендовать родителям?

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не лично­сти) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необ­ходимо рассказать о последствиях такого поступка в ра­курсе переживаний и чувств человека, лишившегося лю­бимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на по­зицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство — это плохо» дол­жна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои от­рицательные эмоции.