МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

ИСЦЕЛЕНИЕ ЗАБОТОЙ

Сочинение

ученицы 9 класса

МОУ «Комсомольская СОШ»

,

26.05.1995 года рождения

Учитель:

П. Комсомольский-2011

«Ура! На пляж, на пляж, на пляж!» - поет внутри: сдали экзамен по русскому языку, а до следующего – математики – еще есть несколько дней. Так что – на пляж! Только сначала – задачка для «витязя на распутье»: можно пойти по асфальтированной дороге (но это крюк приличный!), или по тропинке вдоль лесного ручья (если забыть, что он – из сточных вод очистных сооружений!), или по дну оврага. Выбираем последнее: это самый короткий путь, да и место красивое.

Действительно, красота здесь: справа и слева пологие склоны, на их вершинах – редкие деревца, переходящие в старый лес, а в самом центре, внизу – широкая тропа, утопающая в пышной траве. А сколько цветов! Словно их специально здесь посеяли.

И почему мы так редко здесь ходим?!

«Поклонимся великим тем годам… и мертвым, и живым… всем тем, которых забывать нельзя…», - сразу отозвались в голове строчки песни. К чему бы?.. А, слышали недавно на мероприятии ко Дню Победы. Грозная такая музыка, мурашки по коже от нее бегали. Вот и сейчас сразу обозначились. И напомнили о трех старушках, которые в этом году на митинге в честь 9 Мая были, а незадолго до него, когда мы пригласительные относили, рассказали, почему и у них, НЕ ветеранов Великой Отечественной войны, есть право праздновать наравне с воевавшими.

Оказывается, на территории нашего поселка, как на земле всей нашей многострадальной и героической Белгородчины, шли ожесточенные бои: самоотверженно выбивали с русской земли оккупантов наши солдаты. Себя не жалели, на юность не делали скидки, думали только о будущем, в котором нет и быть не может места фашистам. И падали, сраженные пулями и осколками вот в такую же, как сегодня, траву. Не думаю, что успевали красотой полюбоваться… А потом, когда шум боя откатывался, на место сражения приходили женщины и девушки, чтобы похоронить погибших. Их было так много, что в какой-то момент решили не рыть могилы – «заняли» у природы вот этот самый овраг. Он и стал братской могилой. Ненадолго – позже останки были перезахоронены. Но память-то ничего не отпускает! Вот и помнят старушки, как на своих руках носили они бездыханные тела в овраг. Наверное, такое забыть никто не может. Сколько бы лет ни прошло.

Старушки. А ведь им тогда было по пятнадцать-шестнадцать лет! Как нам сейчас! Только могли бы мы так? Не уверена. Если мы, живущие сегодня в уютных домах, с мамами и папами, красиво одетые и хорошо накормленные, имеющие в помощниках огромное количество чудо-техники, зачастую «жалуемся на жизнь», то где уж нам понять, почему из года в год седые старики, опираясь на палочки и плечи сопровождающих, приходят к памятникам и могилам, чтобы почтить память отдавших жизнь за Победу и – за наше будущее.

У поэта-песенника Андрея Дементьева есть строки:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мы мечемся и буйствуем –

Есть нашей жизни оправдание.

А оправдать нужно многое: и счастье жить в свободной стране, и возможность ходить по родной земле, и право жить без страха. Ведь какую цену пришлось заплатить пережившим войну – знают только ее участники.

И опять старушка вспомнилась. Только другая – образ героини рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления» (читали на одном из последних уроков литературы). Баба Дуня живет одна и редко навещает своих детей, живущих в городе. Но не потому что отношения не сложились – беспокоить их не хочет, ведь каждую ночь она разговаривает во сне, кричит и плачет. «Все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся… Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом». Сын и невестка нашли способ успокаивать несчастную во время ночного бреда: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».

Это с сыном, Гришей, они делятся опытом. Подросток, приехавший погостить на время зимних каникул, просыпается от бабушкиного бормотания и узнает, о чем же плачет и кричит она: то карточки потеряла, а дома детишки «исть попросят… хлебца»; то насобирала желудей, чтоб в муку их перетереть и лепешек детям испечь, а лесники на пароме желуди отобрали; то переночевать негде… И что же – ради своего покоя и крепкого сна крикнуть, приказать молчать?! Гриша «даже ногу поднял – топнуть». Помню, как сердце замерло, когда читали: неужели топнет?..

«Добро должно быть с кулаками» -

Из древних кто-то утверждал.

А в кулаке зажатый камень

Меж тем своей минуты ждал.

И мне всегда мешала малость

Поверить в эту благодать:

Да, кулаки – они остались.

Добра вот только не видать.

Слава Богу, внук не выбрал «добро с кулаками»: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково…» Он вступил в разговор со страдающей во сне старушкой и убедил, что карточки нашлись, что желуди можно нести детям, что документы у нее правильные… И бабушка успокоилась, заснула. И решил Гриша, что и в следующую ночь будет «исцелять», и еще, и еще… И отступило мальчишеское желание рассказать все бабушке, чтоб вместе посмеяться. Понял он, что нужно молчать и – ДЕЛАТЬ! Подросток оказался мудрее своих родителей, смог понять и увидеть то, чему сам свидетелем не был. Просто почувствовал, что нужна его забота и сострадание.

Мы рассказ и обсуждать-то начали не сразу: тишина какая-то повисла на минуту. И не верилось, что наш ровесник может быть таким чутким, и гордиться им хотелось. Но главное – жалость просто захлестнула. И наши старушки вспомнились: они ведь раньше во время митинга стоя все слушали, а теперь на скамеечку присаживаются. Пусть сидят, пусть им будет удобно, пусть они поживут подольше в мире и тишине. А мы будем для них стихотворения учить, песни петь. Или просто придем помочь, сделать что-нибудь полезное, послушать их, чтобы они почувствовали, что жили и страдали не зря, что пришла пора исцеления. Исцеление же возможно только через доброту, сострадание, любовь и заботу.

_______________________

*В сочинении использованы стихотворения А. Дементьева из сборника «Лирика» (М.: Эксмо, 2003 – 352 с.) и цитаты из рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления» («Уроки литературы», 2005 №8)