Журнал «ПОГРАНИЧНИК», № 10, октябрь 2007 г.
Владимир ДМИТРИЧЕНКОВ
ИСКРЕННОСТЬ В ПОМЫСЛАХ, ДОБРОТА В ДЕЛАХ
«Счастье — это то, чего человек желает для себя одного;
благо — это то, что человек желает для себя вместе со всеми».
Л. Н.ТОЛСТОЙ.
В девяностые годы прошлого века понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд» едва не утратили свой первоначальный смысл, вызывая у многих Россиян ассоциации с криминалом: как-то уж очень часто гибли руководители этих фондов, один за одним всплывали скандалы, связанные с уходом этих организаций от уплаты налогов, таможенных сборов. Не секрет, что в то постперестроечное время многие «благотворители» занимались лишь извлечением одномоментной, максимальной прибыли, а не реальной помощью тем, кто в ней остро нуждался. Вовсю процветали фонды-мошенники, газеты пестрели «зеркальными» счетами — это когда история человека, нуждающегося в дорогостоящем лечении, одна и та же, а банковские реквизиты под ней все время разные. Куда уходили деньги и кому?..
К счастью, все это в прошлом. Нет, конечно, остались еще люди, которых слеза ребенка лишь тогда привлекает внимание, когда она может превратиться в «золотую монету». Но, к счастью, их становится все меньше и меньше. На смену дельцам от милосердия приходят люди, протягивающие руку помощи отчаявшимся, когда им, казалось бы, ждать ее уже неоткуда.
В сентябре 1999 года при поддержке тогда еще премьер-министра Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был создан Общероссийский национальный военный фонд (ОНВФ), основной целью которого являлась социальная помощь внебюджетными средствами военнослужащим и членам их семей, пострадавшим в результате боевых действий на Северном Кавказе начиная с декабря 1994 года.
Напутствуя сотрудников нового общественного объединения, Владимир Владимирович отметил, что фонд должен за короткие сроки охватить своим вниманием военнослужащих (сотрудников) министерств и ведомств Российской Федерации, где законом предусмотрена военная служба, а также проявить принципиально новый, отвечающий времени подход к оказанию помощи нуждающимся в ней людям.
Жизнь показала, что фонд успешно справляется с поставленной задачей. Этого удалось добиться прежде всего за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц. Наибольший вклад в дело благотворительности внесли лидеры российского бизнеса Виктор Феликсович Вексельберг, Олег Владимирович Дерипаска, Владимир Сергеевич Лисин, Сергей Михайлович Богданчиков, Михаил Маратович Фридман, Владимир Леонидович Богданов и многие другие отечественные предприниматели. Благотворительностью занимаются не только крупные компании с миллионными, миллиардными оборотами. В фонд поступают взносы и от обыкновенных граждан. Конечно, они несравнимы с пожертвованиями юридических лиц: порой всего по сто, двести рублей. Но эти двести рублей, оторванные от небольшой зарплаты, пенсии, зачастую несут в себе не меньший, а иногда и больший заряд искренности и доброты.
Приоритетными программами фонда, президентом (председателем правления) которого является Алексей Алексеевич Моляков, были определены: «Жилье для военнослужащих», «Здоровье военнослужащих», «Материальная помощь военнослужащим», «Социальная адаптация увольняемых военнослужащих», а с 2007 года еще и «Благотворительная поддержка детей-сирот» (из семей военнослужащих. — Прим. авт.).
Уже в 2000 году на улучшение жилищно-бытовых условий наших воинов было направлено более 20,5 миллиона рублей. Это позволило приобрести 59 квартир в разных регионах страны: в Архангельской, Брянской, Волгоградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Новосибирской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Читинской областях, в Ставропольском крае, в Республике Ингушетия, Республике Карелия, Республике Мордовия и Чувашской Республике.
Кроме того, фонд оказал всестороннюю организационную и финансовую поддержку военной медицине. Немалые деньги, направленные на это благое дело, помогли при проведении многочисленных хирургических операций, протезировании, приобретении дорогостоящих лекарств и инвалидных колясок. Также выделялась единовременная материальная помощь остро нуждающимся в ней семьям.
Проводились и разовые акции, когда в срочном порядке требовалась значительная помощь. Так, в памяти многих свежи детали десантной операции в Аргунском ущелье. Этот десант уже стал примером военного искусства и отваги десантников и пограничников, в тяжелейшей обстановке с достоинством выполнивших задачи, поставленные перед ними командованием. Семьям погибших военнослужащих тогда была оказана ощутимая финансовая поддержка. А 55 воинов, особо отличившихся в боевых действиях на Северном Кавказе, были премированы легковыми автомобилями, закупленными на средства фонда.
После трагедии на АПЛ «Курск» фонд в сжатые сроки собрал и перечислил свыше 98 миллионов рублей семьям погибших подводников, а также на улучшение бытовых условий семей моряков, проживающих в поселке Видяево.
Сразу после образования Общероссийского национального военного фонда злопыхатели предрекали ему быструю «смерть», однако все вышло наоборот. Очень скоро он стал головным среди общественных объединений, помогающих государству решать социальные задачи внебюджетными средствами. Однако, вопреки пессимистичным прогнозам некоторых, фонд не превратился в монополиста в социальной сфере. Его руководители всегда готовы рассмотреть различные формы взаимодействия, поделиться своим опытом, перенять все лучшее, новое. Но при обязательном условии: среди жертвователей и коллег не должно быть криминальных структур и частных лиц, контакты с которыми могут скомпрометировать фонд, подорвать доверие к нему как государства, так и общества.
Конечно, не все так безоблачно. Например, в середине 2003 года из-за сокращения поступлений добровольных пожертвований пришлось приостановить программу «Жилье для военнослужащих». В настоящее время ситуация изменилась к лучшему.
В начале работы появилась проблема с налогообложением (13 процентов). С 1 января 2001 года, когда вступили в силу изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации, возникла парадоксальная ситуация: вся помощь — финансовая и материальная — стала облагаться налогом. Но ведь, например, у нуждающегося в лекарствах инвалида или у ветерана, которому не на что купить дрова для обогрева дома, денег и так нет! С чего им платить налоги? Желая исправить ситуацию, Алексей Алексеевич Моляков обратился за содействием в Администрацию Президента России. В результате Правительство Российской Федерации нашло решение этой проблемы, и в декабре 2002 года Общероссийский национальный военный фонд стал единственной организацией страны, осуществляющей материальную помощь физическим лицам, суммы которой не подлежат налогообложению.
Несомненно, стоит упомянуть и о Попечительском совете фонда во главе с его председателем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, ставшим гарантом праведного и адресного использования собранных организацией средств. Сегодня в состав Попечительского совета входят: Главный раввин России Пинхас Берл Лазар, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий Таджуддин Талгат, Глава Буддийской Традиционной сангхи России Аюшеев Дамба Бадмаевич, Герой Советского Союза генерал армии — президент «Международной лиги защиты человеческого достоинства и безопасности», председатель Совета директоров Группы компаний «Ренова» , председатель Наблюдательного совета «Базовый элемент» , президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) . К сожалению, недавно ушел из жизни член Попечительского совета народный артист СССР, художественный руководитель Театра имени Вахтангова .
Сотрудники фонда — опытные, знающие, во многом уникальные люди. Многие из них имеют многолетний опыт работы на ответственных должностях в Совете безопасности Российской Федерации, силовых министерствах и ведомствах России. Хотелось бы отметить женщин, несущих на своих хрупких плечах всю тяжесть нагрузки по ведению базы данных, оформлению документов на приобретаемое жилье, расчетов с другими организациями, взаимодействию с военно-медицинскими учреждениями для организации лечения пострадавших воинов, оказанию материальной помощи им и их семьям. Достойны благодарности руководители региональных отделений фонда, а их шестьдесят шесть, и те, кто им помогает на местах. Эти люди работают исключительно на общественных началах, настоящие энтузиасты, готовые бескорыстно участвовать в благородном деле помощи пострадавшим защитникам Отечества. Кстати, лучшим региональным отделением фонда по итогам 2006 года было признано отделение в Тюменской области во главе с Михаилом Ивановичем Ерофеевым.
Все они работают в тесном контакте с силовыми структурами, потому что основаниями для выделения средств служат, прежде всего, официальные ходатайства этих структур.
Впрочем, возможно и непосредственное обращение в фонд. В таком случае необходимо изложить существо своей просьбы и подкрепить ее соответствующими документами (копии справок, подтверждающих участие в боевых действиях, факт ранения или гибели военнослужащего, медицинские документы пострадавшего, указывающие на необходимость лечения или приобретения специальной медицинской техники, лекарств) и так далее. Если в обращении отсутствуют подтверждающие документы, то фонд вынужден проверять изложенные факты в соответствующих министерствах и ведомствах, на что требуется дополнительное время.
Оценивая деятельность фонда, Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал армии Николай Платонович Патрушев сказал, что эта организация играет значительную роль в обеспечении социальных гарантий сотрудников ФСБ и членов их семей. Личный состав органов ФСБ на деле почувствовал, что фонд является головным не только по поручению Президента России, но и по конкретным результатам работы.
Случается, фонд и отказывает в помощи. Здесь нужно отметить две основные причины. Первая, когда на момент запроса не хватает денежных средств. Тогда предоставление помощи переносится до их появления. Вторая — помощь не вписывается в общие принципы оказания социальной поддержки военнослужащим и сотрудникам силовых структур, разработанные фондом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Отказывают и тем, кто ставит вопрос так: мол, вы нам дайте деньги, а мы сами разберемся, кому помочь. В таких случаях ответ один: «Президентом России поставлена задача оказания адресной помощи конкретной семье, конкретному человеку». Так легче отследить судьбу денег, удостовериться, что средства «не ушли налево».
Что ж, есть все основания говорить о возвращении достойного отношения общества к тем, чья профессия «Родину защищать». Есть в этом заслуга и Общероссийского национального военного фонда, за что его сотрудникам низкий поклон. Каждый защитник Отечества — будь то офицер или солдат — должен быть уверен: что бы с ним ни случилось, его не бросят в беде и его близких не забудут.
ОТ РЕДАКЦИИ. 4 мая 2007 года по решению общего собрания Общероссийский национальный военный фонд переименован в Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд». Это позволит общественной организации оказывать социальную поддержку не только людям в погонах, но и другим категориям граждан.



