94 Глава 3. Внимание и деятельность
Распознавание паттернов и внимание
Трейсман (Treisman & Gelade, 1980) в своей теории интеграции особенностей, предположила, что люди должны сосредоточивать внимание на стимуле, прежде чем смогут синтезировать его особенности в паттерн. Именно из-за этого внимание должно перемещаться от объекта к объекту в парадигме Сперлинга. Один эксперимент, демонстрирующий это, был проведен Трейсман и Геладом (Treisman & Gelade, 1980). Они давали испытуемым инструкцию пытаться обнаружить букву Г в множестве 30 / и 7 (рис. 3.11, а). Они допустили, что испытуемые могли бы делать это, просто ища перекладину в букве Т, которая отличает ее от всех / и У. У испытуемых уходило приблизительно 400 мс на то, чтобы принять это решение. Трейсман и Гелад также просили испытуемых обнаружить Т в множестве / и Z, таком как на рис. 3.11, б. При этом условии они не могли использовать только вертикальную или горизонтальную черту в букве Г; они должны были искать соединение этих особенностей и выполнять комбинацию особенностей, требующуюся
1 Вероятно, это завышенная оценка продолжительности иконы и времени кодирования буквы (см.: Anderson, Matessa, & Lebiere, 1997). — Примеч. авт.
Зрительное внимание 95

Рис. 3.11. Стимулы, используемые Трейсман и Геладом (Treisman & Gelade, 1980).
Испытуемым легче обнаружить 7в таком множестве, как показано в части а, чем в таком множестве,
как показано в части б
для распознавания паттерна. Испытуемым требовалось более 800 мс, чтобы принять решение. Таким образом, при условии распознавания соединения особенностей требовалось приблизительно на 400 мс больше, чем при условии, когда достаточно воспринять отдельную особенность. Кроме того, когда Трейсман и Гелад изменили размер демонстрируемого стимула, они обнаружили, что на испытуемых намного больше влиял размер демонстрируемого стимула при условии распознавания соединения особенностей. Эти результаты показаны на рис. 3.12.
Может показаться удивительным, что внимание требуется для обнаружения паттернов особенностей, которые определяют обычные буквы. Часто создается впечатление, что буквы распознаются автоматически. Но следует отметить, что для знакомых букв дефицит в восприятии соединений особенностей становится очевидным только при масштабных демонстрациях, когда груз обработки становится достаточно большим, чтобы обнаружилась нехватка внимания.
96 Глава 3. Внимание и деятельность |

Размер предъявляемого стимула
Рис. 3.12. Результаты исследования Трейсман и Гелада: время реакции при обнаружении целевого
объекта как функция числа дистракторов и того, содержат ли дистракторы отдельно все особенности
целевого объекта (адаптировано из: Treisman & Gelade, 1980)
Кажется, что необходимо фиксировать взгляд на местоположении, чтобы быть способным определить, какие соединения особенностей присутствуют. Трейсман и Гелад обнаружили, что испытуемые могли заметить присутствие отдельной особенности (например, вертикальной черты), не зная, где она находилась в демонстрируемом стимуле. С другой стороны, они были способны обнаружить соединение особенностей, лишь если были в состоянии сообщить о местоположении этих особенностей, — испытуемые должны сосредоточивать внимание на определенном местоположении, чтобы подтвердить, что там имеется соединение особенностей.
Исследование Трейсман и Гелада также дает информацию о том, как быстро испытуемые могут просматривать множества объектов. Когда демонстрируются 30 объектов / и Z, испытуемые тратят на обнаружение целевого объекта приблизительно на 600 мс больше, чем когда имеется 1 объект. В среднем они должны были просмотреть приблизительно половину демонстрируемого материала (или 15 объектов), прежде чем найти целевой объект. Таким образом, требуется приблизительно 600/15 = 40 мс, чтобы оценить и отклонить объект. Это намного быстрее, чем оценка времени просмотра в задаче Сперлинга, но в этом эксперименте испытуемые не идентифицируют (а лишь отклоняют) объекты, которые просматривают.
Трейсман и Шмидт (Treisman & Schmidt, 1982) проверили, что происходит с комбинациями особенностей, когда стимулы находятся вне фокуса внимания. Испытуемых просили сообщить об идентичности двух черных цифр, высвеченных в одной части поля зрения. Это было их первичной задачей, и именно там фокусировалось их внимание. В другой части поля зрения предъявлялись буквы разного цвета. Так, испытуемым могли предъявляться розовая Г, желтая S и синяя N в игнорируемой части поля зрения. После того как испытуемые сообщали о числах, их про-
сили сообщить о любых буквах, которые они видели, и о цвете этих букв. Испытуемые сообщали о том, что наблюдали иллюзорные соединения особенностей (например, розовая S), почти так же часто, как и о том, что наблюдали правильные комбинации. Таким образом, кажется, что мы способны комбинировать особенности в точное восприятие, лишь когда наше внимание сосредоточено на объекте. В противном случае мы воспринимаем особенности, но вполне можем комбинировать их в восприятие объектов, которых там никогда не было.
В предыдущей главе мы обсуждали, как зрительный массив данных отдельно анализируется по различным картам особенностей, которые кодируют такую информацию, как ориентации линии и цвета. Люди могут решить обратить внимание на специфическую карту особенностей, например карту для вертикальных линий или для розового цвета. Затем они могут ограничить их поиск всеми позициями, которые обладают этой особенностью. Они должны последовательно просмотреть все такие местоположения в поисках специфического целевого паттерна. В каждом месте, которое они просматривают, они могут синтезировать все особенности этого места в воспринимаемом объекте. Имеется некоторое противоречие относительно того, могут ли испытуемые использовать лишь отдельную особенность, чтобы направлять внимание (Duncan & Humphreys, 1989; Treisman, 1991). Вульф (Wolfe, 1994) разработал компьютерную модель, которая похожа на предложение Трейсман, за исключением того, что испытуемые могут использовать различные особенности, чтобы направить внимание (т. е. они могут направить свое внимание, чтобы искать линию, которая является и красной, и вертикальной). Вульф утверждает, что такие направленные на соединения поиски более беспокойны и менее точны, чем исследования с единственной особенностью. Но в его модели, как и в модели Трейсман, человек должен направить внимание к местоположению, прежде чем он сможет распознать объект в этом месте.
Информация об особенностях должна быть в центре внимания, чтобы быть синтезированной в
паттерн.



