Как заработать свои первые деньги?
Слушайте больше на Подкасте Михалыча для молодежи
Эдуард Тиктинский: «Жадность приводит к бедности»
ШЕФ
«Нет ничего опаснее позиции «против всех», - уверен наш гость. - Против всех и против всего. Против любого начинания. Это страшная тенденция, и уже понятно, что предпринимательское сообщество не в силах с этим бороться».
Эдуард Тиктинский, председатель совета директоров инвестиционно - строительного Холдинга RBI, в мире девелопмента и строительства известен как жесткий и последовательный руководитель. Жесткость и последовательность в достижении целей не отменяют гибкости в принятии решений, - уверен The Chief. Ну и в целом - быть умным и прозорливым весьма полезно для бизнеса, что наш гость и доказал на практике.
У одного из ведущих девелоперов (в масштабах России) The Chief не может не поинтересоваться: насколько развитие этого рынка на протяжении всех последних лет соответствовало реальному уровню экономики?
СИТУАЦИЯ ОТВЕЧАЕТ РЫНКУ всегда, в каждый конкретный момент времени, -отвечает Эдуард Тиктинский.
- Другое дело, какой это рынок, насколько он правилен или уродлив. Да, последние двадцать лет во всем мире рынок был уродливым. И в этом плане и Россия стала заражаться этим. Хорошо, что сильно заразиться не успела.
Рыночные механизмы никто не отменял. Проблема роста цен - проблема дефицита предложения в первую очередь. Дефицит предложения для нас - то, с какой скоростью государство способно выводить землю на рынок. Потому что, как ни крути, неважно - частная это земля или нет (например, в Москве вообще почти нет частной собственности на землю), главное - это вопрос согласований и разрешений на строительство.
И здесь все завязано на административные барьеры. Ввести большой объем земли в оборот - это колоссальное искусство и высокая техника. С этой задачей в стране пока справиться не удалось. И все же один из главных вопросов здесь - вопрос инвестиций.
ДА, НАМ ГОВОРЯТ: жилье стоит неоправданно дорого. Но комплексное освоение территорий - это необходимость инвестировать крупные суммы на инженерную подготовку на начальной стадии. Если еще иметь в виду покупку земли, становится понятно: такое жилье не может быть дешевым.
Цифры себестоимости в 40-50 тыс. руб. за кв. м., это на самом деле лишь себестоимость коробки, которую возводят. Самое дорогое - инженерия, стоимость кредита, накладные расходы. Это легко удваивает себестоимость. А затем возникает инфляция издержек.
Если на рынке не так уж много жилья, и вы можете продавать его дорого, казалось бы, все, что остается, - получать сверхприбыль! Но в очереди стоят, например, производители стройматериалов, которые смотрят на вас и говорят: раз есть спрос, почему бы не поднять цену? Общим фоном растут траты на инженерную подготовку, на всяческие разрешения, присоединения - и так далее. Вот так вырастает цепочка, раскручивая инфляцию.
ЭТО - УРОДЛИВЫЙ РЫНОК? Нет, я не стал бы говорить, что в России какая-либо отрасль развивается уродливо. Другое дело, что в настоящее время все еще продолжается переоценка советских планов.
Мы сидели на старых мощностях и старых запасах и пришли к тому, что без системы долгосрочного планирования управлять этим процессом нельзя. Несколько запоздало приходит осознание этого, и государство так или иначе пытается решить эту задачу, создавая различные государственные фонды, пытаясь ускорить процесс вывода инженерно-подготовленной земли на рынок. Но такой вопрос быстро решить невозможно.
В то же время есть целые отрасли, которые развиваются вполне хорошо и последовательно. Хотя бы потому, что в советские времена не было такого понимания дела, как сейчас. Взять хотя бы пример розничных сетей, того же «Магнита». Благодаря харизме и предпринимательской хватке, долгосрочному стратегическому мышлению, люди сделали имя себе и своему брэнду.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ и высокая производительность труда - ключевые вопросы в развитии российского рынка, в получении прибылей. Мы в эффективности в значимой мере отстаем от европейцев и американцев. Поэтому на примеры здорового понимания бизнеса нужно опираться и их продвигать.
История российских нуворишей, тех, кто ставил в основу богатство, - это не всегда сказка с хорошим концом. Да, мне понятна эта психология и колоссальное социальное давление: у тебя ничего нет, и вдруг появляется возможность стать богатым, мегабогатым, самым богатым! И вот у человека начинает сносить крышу. И те люди, у которых «нет миллиарда» (по известному выражению), глядя на тех, у кого он есть, готовы заложить душу, компанию, личное состояние, - лишь бы получить этот миллиард, не считаясь с рисками. Какая уж тут эффективность!
ЭКОНОМИКА должна стоять за любым управленческим решением. Мы давно не покупали землю: как ни считали - не получается, потому что нет экономики. Мы и раньше, до кризиса к этому подходили серьезно. А сейчас и вовсе просчитывается каждая мелочь. В 2004 году мы не понимали, как можно было покупать землю с нагрузкой по 250 долларов за метр, когда жилье стоило 1000? У нас экономика не сходилась, это было нерентабельно. Но потом - раз! - и жилье уже 2000 стоит. Получается - тот, кто купил, молодец, все предугадал? Вот так люди и попадают в ловушку.
Затем возникла мода на IPO, когда задача трансформировалась в необходимость просто упаковать земельный банк и бежать как можно быстрее, чтобы его переоценить в пять-десять раз дороже и продать инвесторам, которые никогда в глаза не видели то, что они покупают. А дальше случилось то, что случилось.
КРИЗИС - дело не точечное, системное. Я убежден, что если бы кризиса не произошло в мировом масштабе, он бы случился на рынке недвижимости. Люди, которые винят во всем «проклятых американцев», не понимают, что рынок недвижимости цикличен сам по себе. И если бы это произошло, к примеру, позже, еще неизвестно, что было бы. Маховик раскрутился бы до конца, и остановить его стало бы куда сложнее.
В Москве, например, ряд мощно закредитованных компаний имеет огромный объем готового жилья. Надеясь на дешевые кредиты, они не продавали жилье, а решали строить еще - и продавать потом, предполагая в следствие нового уровня цен покрыть кредит с лихвой. Мы всегда поступали иначе: мы старались вести продаж ровно столько, сколько нам нужно денег для обеспечения строительного процесса в момент времени, получать от дольщиков те деньги, которые необходимы для финансирования строительства. Мы считаем, что это наиболее взвешенный, низко-рисковый подход. Мы понимаем себестоимость в моменте, и мы понимаем продажную стоимость. Но как только вы отходите от такого подхода, вы начинаете играть в другие игры.
Консервативные компании (например, наша) стараются развиваться с помощью капитала. Наш путь - покупать землю по адекватной цене, привлекать дополнительный капитал, чтобы развиваться. У компании сейчас отрицательный чистый долг - много ли еще таких строителей сейчас? У нас сформирован земельный банк, который мы покупали не в кредит, а на собственные средства. Это разумно-консервативный подход.
ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ в первую очередь - это капитал, а не кредит. Деньги в мире есть. А дальше вопрос: куда идет мир, в чем перекосы экономики? Все началось с процентного кредита, но в последние 30 лет это все перешло за грань добра и зла. Все запутано сознательно. Чтобы выйти из этого круга, надо серьезно упрощать систему. Банки, которые занимаются розничным бизнесом, работают с населением, не должны инвестировать деньги в высоко рисковые инструменты, хеджевые фонды. Как сказал Саркози, они должны заниматься своим скучным делом - кредитовать экономику. Деньги должны зарабатывать предприниматели, занимающиеся созданием чего-либо.
К тому же, банк должен глубоко понимать бизнес каждого своего клиента. Пусть он не будет давать много кредитов, зато все будет чисто, ясно и понятно. И банк точно будет понимать, как кредит будет предпринимателем отдаваться.
Судя по интервью банкиров, есть понимание того, что жить, как раньше, уже невозможно. И даже то, что сейчас банкиры деньги держат и не дают их, а бизнес не спешит деньги брать, - это свидетельство несколько повысившейся взаимной ответственности. Положение России с этой точки зрения несколько более хорошее, потому что финансовая система России намного более простая.
Главное для бизнеса - помнить, что он работает с чужими деньгами. это должно накладывать особую ответственность на финансовую политику
Ориентация вообще должна быть на внутренний спрос. Мне кажется, что программа правительства в этом плане уже четко сформирована, выделены приоритетные отрасли, к которым отнесено жилищное строительство, строительство инфраструктуры, машиностроение и сельское хозяйство.
Не спорю, инновации - это очень хорошо. На них можно зарабатывать, но надо понимать, что их внедрение занимает десятки лет. Это не сиюминутное дело, а значит и не сиюминутный результат.
ПОМИМО МНОЖЕСТВА ИНЫХ ПРОБЛЕМ, перед нами сегодня есть еще одна, и весьма серьезная - противники любых новых проектов, и не только в сфере строительства, а вообще, в принципе.
Есть люди, которые занимаются делом. А есть те, кто против всего. Они чаще всего ничего не делают созидательного, но они и без этого чрезвычайно активны. Им не угодить, как ни старайся. И это-страшные люди. Это страшная тенденция, за которой нужно следить очень внимательно: такие люди способны любые начинания завести в тупик.
В ходе реализации строительных проектов мы не раз сталкивались с группами «протестантов», которые просто хотят зарубить все на корню. Они уверяют, что новый дом будет загораживать солнце, начинают врать о нарушениях норм, о трещинах в фундаменте, о провалах в грунте до самой преисподней - и многом другом. Не потому, что и вправду видят объективные проблемы, а просто потому, что они в принципе ничего не хотят менять. Любое предпринимательство для них- против правил.
Мне кажется, государство сейчас должно серьезно популяризировать предпринимателей - не только крупных, а даже, скорее, малых. Надо объяснять людям, что именно бизнес дает людям рабочие места, зарплаты. Это - важнейшая задача для государства.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ БИЗНЕСА (и для крупных компаний, и для банков) - помнить, что они работают с чужими деньгами. Это должно накладывать особую ответственность на финансовую политику Вы не можете сидеть по уши в кредитах, рассчитывать, что кривая вырулит, прибыли начнут расти.
Важна честность. Когда люди платят зато, чего они не видели, появляется соблазн сэкономить. В контрактах же нет доскональных деталей.
Но жадность приводит к бедности. Если дорога репутация, надо делать дома более высокого качества, чем у конкурентов. Хотя, конечно, я понимаю: в стройке столько нюансов, что идеального дома не сможет построить никто.
Иными словами, есть одно общее правило: ни сотрудников, ни партнеров нельзя обманывать. Репутация является ключевым фактором успеха. Понимание этого может быть изначально, а может прийти через какое-то время, и тогда оно имеет уже иную цену.
Эдуард Тиктинский родился в 1972 году в Ленинграде. Окончил экономический факультет Ленинградского государственного политехнического института и Высшие курсы по экономике и приватизации Европейского Банка Реконструкции и Развития. Начал работу в 1992 г. менеджером проекта в Международном Центре содействия предпринимательству и бизнесу (проект Европейского Банка Реконструкции и Развития).
Продолжил карьеру в сфере недвижимости в качестве менеджера по маркетингу, через год стал генеральным директором агентства недвижимости. В1993 году создал Холдинг RBI (Real Estate, Banking - Investments). В числе партнеров компании - Deutsche Bank (в апреле 2006 г. создано совместное предприятие) и Morgan Stanley (входит в число акционеров компании). Холдинг входит в пятерку крупнейших строительных компаний Санкт-Петербурга.


