Роль епископа в эволюции позднеримского города в Греции IV-V вв.
«Города стоят на куриях»
(Liban. XVIII.147)
Проблема позднеримского города как предмета изучения возникла сравнительно недавно[1]. Особенности континуитета от римского к византийскому городу на территории Греции IV-V вв., является целью нашего исследования. Ключевой момент занимает потеря главенствующей роли курии в управлении городом и переход к централизованному управлению, через власть епископа. Роль епископа в эволюции системы управления городом изучена сравнительно немного[2].
После разрушительного кризисного III века, многие города переживают упадок. Реформы Диоклетиана и Константина I Великого имели целью подчинить курию государству, дабы упорядочить сбор налогов. В результате к IV в. положение курии ухудшается. Должность куриала становиться наследственной, как и все профессии в Римской империи. Феодосий I ужесточил свое отношение к куриям, требуя разыскивать и возвращать беглых куриалов, применяя к куриалам телесные наказания[3]. Куриалам было запрещено становиться провинциальными чиновниками и занимать церковные должности. Городское собрание в Греции переживает упадок, примечательно сообщение Аммиана Марцеллина о куриалах Эпира IV в.: «…один повесился, другой переселился за море, третий лишил себя жизни иным способом, четвертый умер под кнутом…» (Amm. Marc. XXX.5.10 / пер. ).
Упадок был связан с тем, что город лишается окружавшей его земельной собственности, которую сдавал в наем. В течении IV-V вв. по данным законодательства город постепенно лишается большей части земельной собственности в результате ее продажи на покрытие муниципальных расходов[4] (CTh. X.24.6). С потерей земельного фонда растет зависимость греческих городов от внешнего рынка зерна, кроме Афин, которые получали зерно из хлебного каравана из Египта, снабжавшего Константинополь[5]. С потерей земли город теперь опирается в основном на ремесленников, застраивается форум ремесленными мастерскими и рыночными лавками. Теперь вместо ситона, так в Греции называли куриала-магистрата отвечавшего за снабжение города продовольствием, появляется специальная комиссия, состоящая из государственных чиновников, которые под надзором епископа отвечали за снабжение население города всем необходимым продовольствием. Такая комиссия появляется в конце V в., в правление императора Анастасия I[6].
После Миланского эдикта Константина I Великого 313 г., Римская империя становиться христианской империей, и повсеместно в ней строятся христианские храмы, и разрушаются языческие. Но на территории Греции было слишком много памятников напоминающих о языческом прошлом, к тому курия поддерживала язычество, это подержание городским собранием языческих храмов, общественных зданий. До епископов медицина и образование финансировалась «нобилями» города, а также раздачи населению города и зрелища, празднества, мистерии.
Как епископ получил доминирующее положение в греческом городе, после 313 года. После принятия христианства, в Греции не сразу начали строиться христианские храмы и базилики, монастыри[7]. Это объясняется простой причиной, епископ не имел вначале попросту денег, в отличие от «нобилей» или принципалов курии. Но благодаря императорам у него появляется эта возможность. По свидетельству Евсевия Кесарийского, епископы получают привилегии и финансирование из рук императора: «… а между епископы лично получали от императора послания, почести и деньги» (Euseb. Hist. eccl. X.2.2). Таким образом, получив деньги и привилегии епископ начинает увеличивать свое влияние на курию. Еще один факт начала доминирования епископа, это конституция в кодексе Феодосия. Конституция, датированная 349 г. обращается к проконсулу Ахайи Севериану, где говориться о том, что «…куриальные обязанности (curalibus muneribus) полны расстройства, литургия достается клирикам вне жребия» (CTh. XVI.2.9). Данная конституция говорит о том, епископ имеет возможность исполнять литургию, благодаря чему клирик получили такую возможность. Успех заключается в том, что епископ скупал, получал в подарок земли принадлежащие хоре города, а также захватывал земли языческих храмов[8]. Это имущество уже находилось не в ведении городского собрания, а церкви. В 401 г. императоры Аркадий и Гонорий официально поручили куриалам заботу об общественных храмовых зданиях (CTh. XV.1.46). Фактически же эта часть общественного достояния находилась в распоряжении Церкви, и в частности, названный закон ставил куриалов в некоторую зависимость.
С получением земли и соответственно доходов, епископы начинают активное церковное строительство в Греции. Первым городом, где развернулось храмовое строительство, был Коринф. Данные археологии говорят о торжестве христианства в Коринфе конца IV в. Так языческий Лернейский фонтан был разрушен, а камни использовались для строительства церкви. Место, где стоял фонтан, превращено в свалку. В 30-40 года V в. строится огромная трехнефная базилика у Кенхерейских ворот[9]. В Коринфе также открыты христианские гробницы[10]. Не везде в Греции христианство победно шествует, так например, в Спарте первый христианский храм строится только лишь в X в[11], а в Афинах в 400 г. строится большой гимназий[12]. В Греции IV-V вв. не получила распространения монастырское землевладение, на Балканах монастыри появляется лишь в X в[13]. Перестройка греческих античных в Афинах производилась со времен Феодосия II Младшего, примерно с 430-х гг. Практически все античные храмовые постройки были переделаны в церковные здания, главным образом в базилики: трехнефный храм Парфенис Мария (бывший Парфенон), храм Богоматери (бывший Эрехтейон), базилика в Асклепионе (45-460 гг.), однонефные храмы в театре Диониса, в Аргивском метоне и храм святого Георгия (бывший Гефестион)[14]. Теперь благодаря императорским пожалованиям и дарениям, епископ в Греции с 349 г. исполняет литургию. Итак, курия неспособна на поддержание общественных зданий, а Церковь, наоборот, благодаря доходам и возрастанию своего влияния производит в городе храмовое строительство.
Курия всегда являлась сторонником язычества, по многим причинам. Прежде всего, курия поддерживала языческие мистерии и празднества, содержала языческое образование и здравоохранение. Но с приходом христианства, курия становиться препятствием распространению христианства. Поэтому Церковь старается взять себе как можно больше функций курии. Значительная часть функций античной полисной организации перешла к церкви, сыгравшей немалую роль в ее разрушении. Развитие церковной благотворительности привело к появлению в IV в. благотворительно-лечебных организаций церкви: лепрозориев, госпиталей, роддомов, которая составляла конкуренцию муниципальному «здравоохранению». Рост значения церковных лечебных учреждений привел к тому, что контроль за здравоохранением и санитарным состоянием города V в. перешел в руки епископа. К Церкви перешел надзор за осуществлением погребений и содержанием тюрем (CTh. XV. ; XVI.Функции «полиции нравов» давали ей право контроля над деятельностью многих улиц и учреждений, раннее контролировавшихся муниципальной организацией (CTh. XV.7.1). В V в. епископ на церковные средства поддерживает важнейшие элементы городского благоустройства: строительство водопровода, мостов, благоустройство улиц. Уже в V в. епископ поддерживает голодающих граждан, раздавая продукты из городских церковных хранилищ, заменив куриальную функцию раздачей денег. В жизнеописании Святого Северина, епископ города Фавиана в Норике устанавливает специальный налог на поддержку голодающих – «десятина»[15]. В летописи Феофана Византийца мы встречаем строку: «великий царь Константин раздавал по городским церквам продовольствие для постоянного поддержания вдов, сирот, странников, бедных и клириков»[16]. Император Константин I производил раздачу продовольствия церкви, обязуя её заботиться о нищих, но почему он не передал это в распоряжение курии. Ответ мы думаем очень прост, Константин хотел увеличить влияние церкви. Театр в городах Греции IV-V вв. приходит в упадок, строительство новых театров прекращается, а многие старые переоборудуются в церкви. Воспитательная функция все более отходит к церкви и в IV в. исчезает целый ряд связанных с поддержанием античного образования и воспитания муниципальных институтов (гимназий, обучение эфебов). Взамен этого появляются школы, училища, которые соревнуются с муниципальным образованием. С упадком язычества отмирают зрелища носившие характер мистерий, исчезает муниципальная самодеятельность: состязание хоров, риторов, широкая программа атлетических состязаний[17]. С конца IV в. зрелища проводятся непериодически, по возможности в крупных городах и тоже при поддержке церкви (Evagr. HE. VI.8). Церковь создает свою охрану, так как на неё возложена функция содержание тюрем и «полиции нравов».
К концу IV в. епископ практически полновластный хозяин города, он сосредоточил все бывшие муниципальные функции. Но курия не совсем бесследно исчезла, на ней все еще лежала функция сбора налогов, с оставшейся за ними территорией города, налогов с церковного имущества не было. Иоанн Златоуст уже во второй половине IV в. выражал серьезную обеспокоенность тем, что клирики больше выступают в качестве экономов, учетчиков и сборщиков, нежели пастырей[18].
Таким образом, выстраивается некая модель «захвата» власти в городах Греции епископом. Во-первых: после 313 года, епископ получает почести и звания от императора (Euseb. Hist. eccl.X.2.2). Во-вторых: право на литургию с 349 года (CTh. XVI. 2.9). И, наконец, в-третьих: конец IV – по 30-50–е гг. V века начинается активное строительство храмов, конфискация земель языческих храмов. За эти три фазы епископ обрел власть над греческим городом. Эдиктом от 24 июня 530 г. епископы официально поставлены во главе городского самоуправления (CJ. X.39.4). Возглавив курию, епископ, по мнению должен противостоять «…всевластия местных вельмож»[19]. Став во главе города, епископ практически полностью удалил с пути курию, которая поддерживала язычество и управляла городом. Такая политика государства связана с устранением центробежных сил внутри империи, консолидации городов в одно целое.
[1] Город и государство в Византийскую эпоху переход от Античности к феодализму // Город и государство в древних обществах. Л. 1982. С. 58
[2] Liebeschuetz J. H.W. G. The decline and fall of the roman city. Oxford. 2001. P. 29
[3] Положение курий в финансовой системе ранней Византии // Социальные институты в истории: Ретроспекция и реальность. Омск. 2000. С. 105
[4] Разложение рабовладельческих отношений и проблема внутреннего развитие византийского города V-VI вв. // Вестник ЛГУ. 1965. №14. вып. 3
[5] Греция под римским владычеством. СПб. 1877. С. 286
[6] Положение курий в финансовой системе ранней Византии. Социальные институты в истории: Ретроспекция и реальность. Омск. 2000. С. 105
[7] Искусство Греции. М. 1984. С. 140
[8] Некоторые проблемы разложения античного полисного строя // Вестник ЛГУ. 1960. №2. вып. 1. С. 50
[9] Византийский город VIII-IX вв. // Советская археология. XXI. 1954. С. 179
[10] Rothaus R. M. Corinth: The first city of Greece. An urban history of late Antique. Cult & Religion. Brill. 2000. P. 32
[11] Византийская цивилизация. Екатеринбург. 2005., С. 297
[12] Византийский город VIII-IX вв. // Советская археология. XXI. 1954 С. 177
[13] Основные проблемы внутреннего развития византийского города IV-VII вв. Л., 1971. С. 33
[14] Искусство в Греции в средние века. М., 1973. С. 21
[15] Рим и мир на Дунае I-IV вв. М., 2000. С. 262
[16] Летопись Феофана Византийца / пер. с греч. , . М., 1884. С. 18-19
[17] Основные проблемы внутреннего развития византийского города IV-VII вв. Л., 1971. С. 186
[18] К вопросу о судьбах византийского города в VII в. // Византийский временник. 1994. Т. 55. ч. 1. С. 71
[19] О функциях раннесредневекового города // Античная древность и средние века. 1977. вып. 14. С. 41



