Карибский кризис.
До 1 го января 1959 года американцы вели себя на острове Куба практически полными хозяевами. Это была их база отдыха и развлечений. После победы Кубинской революции Куба перестала быть вотчиной США, а лидер революции Фидель Кастро взял курс на социализм.
Конечно, американцы не хотели с этим смириться. 18 ноября 1960 Даллес впервые информировал Джона Кеннеди о предстоящей военной операции против Кубы. ЦРУ планировало вторжение на Кубу крупными силами . В тайных лагерях Гватемалы американские инструкторы обучали военному делу бригаду 2506 численностью 1500 человек, в основном из сбежавших с Кубы в США кубинских контрреволюционеров. Они считали, что когда высадят эту бригаду на Кубу, там начнется вооруженный мятеж против Фиделя Кастро.
Местом высадки этой бригады был выбран «Golfo de cochinas» - «Залив свиней». 17 апреля 1961 года бригада 2506 была высажена кораблями десантом на Кубу. Бой продолжался в течение 72 часов, в результате которого бригада была разбита, а около 1200 человек из её состава взяты в плен. Был сбит и американский самолет-бомбардировщик «Б-26», поддерживающий действия бригады.
В мае 1961 года Фидель заявил что обменяет пленных на 500 бульдозеров стоимостью 28 млн. долларов. После этого американцы ввели экономическую блокаду острова Куба.
Ввиду того что США не успокоилось на высадке бригады 2506 и хотели вооружёным путем свергнуть режим Фиделя Кастро, Никита Хрущев решил установить на Кубе ракеты среднего радиуса действие с ядерными боеголовками и послать на остров Куба определённый военный контингент.
В это время я проходил службу в мотострелковом полку, расположенном на Карельском перешейке.
18 июня 1962 года полк был поднят по тревоге, посажен на станции Бородинское в железнодорожные вагоны и выгружен в безлюдном месте на Рижском взморье. Там уже находились десантные суда, в которые мы были погружены и и доставлены в крепость Кронштадт. В Кронштадте нам дали сутки на переобмундирование в гражданскую одежду и видали военную тропическую форму. На следующий день мы были посажены на пассажирский корабль «Мария Ульянова» и пошли на нём в неизвестность Никто из нас не знал, куда нас везут. Даже капитан корабля не знал порт назначения К нему был приставлен офицер КТБ который вручил ему пакет с указанием курса ) в определённую точку Атлантического океана). По прибытии в эту точку капитану был вручен следующий пакет и затем третий, в котором было указано остров Куба, порт прибытия - Мариель
Нужно сказать, что на корабле находилась «тройная норма» солдат и сержантов на одно пассажирское место Никто из рядового и сержантского состава не имел права за всё время пути 14 суток выйти на палубу корабля, чтобы подышать свежим воздухом. За несколько миль до острова Куба корабль несколько раз облетал американский самолет и я его сфотографировал
По прибытию в порт Мариель, мы дождались темноты и ночью на кубинских машинах были доставлены в джунгли недалеко от города Сантьяго де лас Вегас (около 20 километров от Гаванны).
Другие части наших войск были размещены в разных областях острова. Условия нашей жизни были не идеальны. Никто из состава части, даже офицеры, не имели права выйти за пределы территории лагеря и общаться с населением Кубы. После полугода мы не имели никакой связи с нашими родственниками и друзьями, проживающими в СССР.
Только после прибытия в нашу бригаду Анастаса Ивановича Микояна, которого чуть не избили офицеры, доведенные до отчаяния, нам разрешили писать письма с адресом «Москва-400».
По установке нескольких наших ракет я с ядерными боеголовками, на юге США среди населения началась паника, многие американцы буквально бежали семьями на север США.
А над нами ежедневно делали облёты американские самолёты. Наши зенитчики сбили два самолёта, а потом приказ: американские самолёты не сбивать! Кругом острова постоянно находилась эскадра американских военных кораблей. Несколько из них мне лично удалось сфотографировать.
Мне повезло больше, чем остальным офицерам: меня, как не употребляющего алкоголь «прикрепили» к советскому посольству, которому я непосредственно подчинялся и указанная которого выполнял. Это позволило мне общаться с населением Кубы и поступить в Гаване в школу испанского языка имени Джона Рида, окончить её и лично познакомиться с Фиделем Кастро, его братом Раулем и офицерами министерства обороны Кубы
Кубинцы прямые, дружественные, откровенные и честные люди, и мне доставляло большое удовольствие с ними общаться
Наиболее напряженные для Карибского кризиса дни - с 24 по 27 октября 1962 года. В эти дни мы были полностью вооружены и готовы вступить в бой вместе с кубинцами, а если придётся, то и вести партизанскую войну.
27 октября командованием группы советских войск было принято решение применить оружие против американских самолетов. В тот день был сбит советской зенитной ракетой самолет-разведчик «У-2», летевший на высоте 21 км и истребитель «Ф-106!, который производил облёт наших войск.
Казалось, что ракетно-ядерная война была неизбежной. Но в последний момент благоразумие Джона Кеннеди и Никиты Хрущева взяло вверх. Хрущев заявил, что СССР согласен вывести с Кубы ракеты в отказ американцев захватить Кубу путем вооружённого вторжения.
30 октября 1962 года Карибский кризис был практически ликвидирован, но экономическая и военная блокада Кубы американскими кораблями оставалась очень длительное время, как и организация ЦРУ многочисленных, но безуспешных покушений на Фиделя Кастро
Виктор Новиков, кавалер ордена «Красная звезда» и 12-ти медалей Вооружённых сил СССР.
(Компьютерный набор - Джессика Салтыкова и Владимир Салтыков)
Гаванна
Советские воины рядом с Фиделем.

Русский офицер Виктор Степанович Новиков - на службе (фото 1), в водах острова Куба на рыбалке-охоте (фото 2), в отставке (фото 3).
(Фотографии семейного архива автора).


