@ЗАГОЛОВОК = Арктический суверенитет: какими методами он должен быть обеспечен?
@АВТОР = /Игорь Борисенко, корр. ИТАР-ТАСС в Оттаве/
Канадцы, россияне и исландцы достаточно жестко настроены в вопросах, касающихся суверенитета в Арктике. Это показал опрос общественного мнения, проведенный исследовательской службой ECOS Research среди 9 тыс. граждан восьми стран арктического бассейна по заказу Школы международных отношений имени Мунка при Университете Торонто и Walter and Duncan Gordon Foundation.
В докладе, озаглавленном "Переоценка отношения к проблемам Крайнего Севера" сравниваются позиции граждан России, США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии и Швеции. В частности, участникам опроса был задан вопрос о том, какой метод они предпочитают при решении споров в Арктике.
Около 40 проц. канадцев как в южных, так и в северных районах страны заявили о необходимости "проводить жесткую политику в деле защиты"
канадского сектора Арктики. В Исландии такую позицию высказали 36 проц.
опрошенных, в России - 34 проц. и в США - 10 проц., в Швеции и Дании - по
5 проц. и в Финляндии - 6 проц.
На вопрос о военном присутствии в Арктике 59 проц. респондентов в северных регионах Канады заявили, что проблемы безопасности в Арктике "крайне важны и туда необходимо направить более значительные военные ресурсы". Такую же точку зрения высказали 56 проц. опрошенных в южных районах Канады. Не считают необходимым отвлекать военные ресурсы специально для защиты Арктики 32 проц. "северян" и 14 проц. "южан", 3 проц. опрошенных на севере и 22 проц. на юге не поддержали ни первый, ни второй варианты и 3 проц "северян" и 8 проц "южан" вообще отказались отвечать на эти вопросы.
Согласились с тем, что Арктика должна быть первостепенной темой во внешней политике страны 55 проц. опрошенных в северных районах и 53 - в южных, 34 проц. и 29 проц. соответственно считают, что Канаде необходимо "проводить такую внешнюю политику, где основное внимание уделено не Арктике, а другим районам мира". Не согласились ни с одним из этих вариантов или вообще отказались отвечать 11 проц. респондентов на севере и
18 проц. на юге. Показательно, что по вопросу о принадлежности Северо - Западного прохода 74 проц. канадцев считают этот важный морской путь канадскими внутренними водами, тогда как участники опроса в 7 других странах в большинстве своем не дали определенного ответа на этот вопрос.
В то же время, около 45 проц. канадцев считают, что "наилучшим путем являются переговоры с другими странами с целью достижения компромисса" в решении проблем Севера. За решение проблем Севера путем переговоров высказались 64 проц. датчан, 50 проц. финнов, 26 проц. исландцев, 49 проц.
норвежцев, 33 проц. россиян, 35 проц. шведов и 30 проц. американцев. Идею объявить Арктику международным владением, подобно тому, как это сделано в Антарктиде, поддержали 8 проц. канадцев, 24 проц. датчан, 37 проц. финнов,
27 проц. исландцев, 35 проц. норвежцев, 14 проц. россиян, 48 проц. шведов и 25 проц. американцев.
Участников исследования попросили назвать те страны, которые, с их точки зрения, были бы наиболее предпочтительными партнерами или наименее желательными участниками переговоров по Арктике. Канадцы из северных и южных районов страны единодушно назвали в качестве наименее желательного партнера КНР, а в качестве предпочтительного - скандинавские страны.
Россияне, как и другие участники опроса, кроме США, также предпочитают решать проблемы Арктики со скандинавами, а вот в качестве самого неудобного партнера на таких переговорах назвали США. Американцы же, со своей стороны, предпочитают вести обсуждение с Канадой.
"Результаты беспрецедентного по масштабам исследования свидетельствуют о том, что канадцы демонстрируют единство в вопросах, касающихся Арктики,
- так прокомментировала итоги опроса директор Школы международных отношений имени Мунка Дженис Штейн. - Канадцы, где бы они ни проживали, желают, чтобы правительство уделяло первоочередное внимание проблемам Арктики и распространило суверенитет на море Бофорта, на Северо-Западынй проход и на свой сектор Арктики в целом. Канадцы готовы к тому, чтобы для обеспечения этих целей был привлечены военные и дипломатические ресурсы, которые сейчас ориентированы на другие районы мира".
Однако есть разница между желанием обеспечить защиту своих интересов на Севере с помощью военных средств и реальными возможностями. Канадские военные четко осознают это. Начальник штаба канадских вооруженных сил генерал Уолтер Натанчик, комментируя итоги опроса, заметил, что обеспечение суверенитета на Севере, с точки зрения материально-технических средств, будет гораздо более сложной задачей, чем, например, обеспечение канадского контингента в Афганистане. Патрулирование северных районов осуществляют подразделения канадских рейнджеров, в состав которых входят местные жители-инуиты, однако охватить всю территорию, примерно равную Европе, 4300 рейнджеров не в состоянии.
По мнению специалиста по проблемам суверенитета в Арктике, профессора Университета Калгари Роба Хьюберта, итоги опроса указывают на то, что правительство консерваторов во главе со Стивеном Харпером действует эффективно, сделав ставку на проблемы обеспечения канадского суверенитета в Арктике. "Они поставили этот вопрос в политической плоскости и он накрепко засел в общественном сознании, - отметил он в интервью информационному агентству "Постмедиа ньюс". - Начало этому процессу было положено в ходе предвыборной кампании 2005 года. Тогдашнее правительство либералов во главе с Полом Мартином могло сделать эту тему центральной, однако вместо них это сделал Харпер и судя по тому, как он ее постоянно поднимает, он сам искренне верит в важность этой проблемы".
Эту точку зрения разделяет старший аналитик Конференции оборонных ассоциаций Брайан Макдональд. По его мнению, тот факт, что Стивен Харпер включил проблему Арктики в свою политическую платформу и при каждом удобном случае напоминает об этом канадцам, свидетельствует о том, что эта позиция консерваторов прочно укоренилась в общественном сознании. "Эта тема позволяет премьер-министру разыгрывать националистическую карту, - отметил эксперт в интервью газете "Глоб энд мейл", - и эта тема находит отклик среди избирателей, чему способствуют давно укоренившиеся у канадцев романтические представления о Севере".
Профессор права в Университете Британской Колумбии Майкл Байерс, также занимающийся проблемами Арктики, считает, что в ходе опроса канадцы "продемонстрировали достаточно глубокое понимание проблемы", и поэтому поддерживают укрепление канадского суверенитета в Арктике. В то же время, внимание канадцев привлекают такие темы, как защита окружающей среды, здравоохранение и образование. В целом, считает профессор Байерс, в подходе консерваторов к проблемам Арктики произошли существенные
изменения: если раньше они на первый план выдвигали идею строительства боевых кораблей, способных действовать во льдах, то теперь правительство демонстрирует заинтересованность в решении социально-экономических проблем Крайнего Севера. "В целом, Стивен Харпер великолепно справился с задачей привлечь внимание к проблемам Арктики, - отметил профессор Байерс, - и именно об этом свидетельствуют итоги проведенного опроса".
У Канады сохраняются четыре крупные нерешенные проблемы на Севере:
статус Северо-Западного прохода, статус подводного хребта Ломоносова, статус острова Ханс и участка акватории моря Линкольна, а также линия прохождения морской границы с США в море Бофорта. Вопрос о Северо-Западном проходе - кратчайшем морском пути из северной Атлантике через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан регулярно поднимается на канадо-американских консультациях. Канада считает Северо - Западынй проход своими внутренними водами и требует, чтобы все коммерческие суда, заходящие в Северо - Западный проход, регистрировались в системе НОРДРЕГ Канадской береговой охраны, а США и страны Евросоюза стремятся к тому, чтобы этот морской путь был объявлен международным. "В условиях, когда арктические льды тают, некоторые компании захотят транспортировать нефть и сжиженный природный газ этим морским путем на нефтеперерабатывающие заводы и рынки в восточной части США", - считает профессор Байерс, отмечая при этом, что до превращения Северо-Западного прохода в оживленный транспортный коридор еще далеко. По данным Канадской пограничной службы, в минувшую навигацию проливами через канадский арктический архипелаг прошли 18 судов. По сравнению с прошлым годом число судов, проходивших таможенный досмотр в порту Инавика, у западных ворот морского пути из моря Бофорта в северную Атлантику, возросло более чем вдвое. В 2009 году через таможенный терминал Инавика прошли лишь 7 судов.
Что же касается спора между Канадой и Данией о линии прохождения границы на арктическом островке Ханс-Айленд, то можно ожидать, что он может быть урегулирован еще до того, как Канада в 2013 году представит свою заявку в комиссию ООН по определению границ морского шельфа. Ханс - Айленд - клочок скалистой суши площадью 1,3 квадратных километра в проливе, отделяющем канадский остров Элсмир от Гренландии - самоуправляемой территории Дании. Спор между Канадой и Данией относительно принадлежности этого острова длится уже 37 лет. С точки зрения Канады, проблема в том, что при определении линии морской границы, которая на этом участке должна была проходить на равном удалении от крайних точек побережья, Дания производила отсчет не от побережья Гренландии, а от крошечного островка Бомон. Канада утверждает, что Бомон - это лишь несколько скал и они слишком незначительны для того, чтобы служить точкой отсчета для определения линии границы. Как отметила "Глоб энд мейл", один из возможных вариантов урегулирования давнего спора - совместная юрисдикция над островком, второй вариант - проведение линии границы по середине островка, что впервые обеспечило бы Канаде сухопутную границу с Данией. По мнению профессора Байерса, урегулирование этой пограничной проблемы может создать благоприятные предпосылки для решения более трудных вопросов, например, спора с США относительно линии прохождения границы в море Бофорта.
Предметом спора между Канадой и США является участок акватории в южной части моря Бофорта площадью около 20 тыс. квадратных километров. Позиция США заключается в том, что поскольку на данном участке линия аляскинского побережья плавно уходит к северу, участок границы между штатом Аляска и территорией Юкон в море Бофорта должен отклоняться к востоку примерно на 30 градусов от 141-го меридиана, что обеспечивает США контроль над треугольным по форме участком акватории, где могут находиться крупные залежи углеводородов. На американских картах, включенных в составленный в
2009 году "План управления арктическими территориями", этот участок показан как относящийся к юрисдикции США. Канада же полагает, что линия морской границы должна проходить по 141-му меридиану.
Показательно, что директор Школы международных отношений имени Мунка при Университете Торонто Джанис Гросс Штейн и президент "Walter and Duncan Gordon Foundation" Томас Эксуорти в качестве модели решения спора о границе сослались на российско-норвежское соглашение о Баренцевом море.
"Если Норвегия и Россия могут урегулировать пограничный спор по поводу района, потенциально богатого природными ресурсами, то нет никаких причин для того, чтобы Канада не урегулировала споры с Данией по поводу острова Ханс-Айленд или с США по поводу участка акватории в море Бофорта, - пишут они на страницах газеты "Глоб энд мейл". - Однако у урегулирования споров на двусторонней основе есть и свои минусы. России и Норвегии потребовалось 40 лет на то, чтобы найти решение, а многонациональные институты, такие как ООН, завалены призывами найти решение застарелых конфликтов". По мнению специалистов в Канаде, на урегулирование спора между Россией и Канадой относительно прав на подводный хребет Ломоносова потребуется от 10 до 20 лет, если этот вопрос будет отдан на рассмотрение в Комиссию ООН по определению границ континентального шельфа. Эксперты считают, что для решения таких вопросов значительно больше подходит Арктический совет, в состав которого входят представители 8 северных стран. Этот "эффективно действующий орган, где страны представлены на высоком уровне, представляется самой подходящей площадкой для обсуждения серьезных проблем, таких как вопросы экологии на Севере и права коренных народов", - полагают эксперты. Они напоминают, что при создании Арктического совета в
1996 году по настоянию США из его ведения были исключены вопросы обеспечения мира и безопасности в регионе, однако сейчас "интерес в мире к проблемам Арктики растет, и вопросы мира и безопасности должны быть включены в повестку дня Арктического совета".
Свидетельствам того, что страны арктического бассейна предпринимают попытки наладить многостороннее сотрудничество в регионе стала подготовка соглашения с участием Канады, России, США, Дании, Гренландии, Финляндии, Швеции и Норвегии о поисково-спасательных операциях в регионе. Об этом сообщила недавно представитель канадского МИД Лаура Маркл. По ее словам, страны, входящие в Арктический совет, завершили обсуждение этого вопроса на переговорах, проходивших 16 декабря в Рейкьявике. Министры рассмотрят возможности ратификации выработанного соглашения на предстоящем в мае заседании Арктического совета в Нууке /Гренландия/, добавила она. По мнению профессора Байерса, подготовленный проект соглашения знаменует собой поворотный момент в отношениях между Россией и США. "Россия сыграла ведущую роль в выработке этого соглашения в тесном взаимодействии с США, - отметил он. - Это можно рассматривать как свидетельство успеха попыток администрации Обамы осуществить перезагрузку в отношениях с Россией".
Канаде, по мнению прфоессора Байерса, необходимо будет значительно укрепить свои возможности по осуществлению поисково-спасательных операций в своем секторе Арктики. "Из всех стран-членов Арктического совета, Канада в наименьшей степени подготовлена к осуществлению таких операций, - считает он. - Между тем, 40 проц. канадской территории находятся в Арктике. Нам приходится полагаться на самолеты, базирующиеся в южной части провинций Онтарио и Новая Шотландия, а также на острове Ванкувер для того, чтобы обеспечивать поисково-спасательные работы в районах, удаленных на тысячи километров. Такое положение дел будет неприемлемо после того, как соглашение будет ратифицировано". По его оценкам, Канаде придется израсходовать "сотни миллионов, если не миллиарды долларов" для того, чтобы подготовиться к реализации поисково-спасательных операций и таким образом укрепить свой суверенитет в Арктике. --0--


