Как заработать свои первые деньги?

Слушайте больше на Подкасте Михалыча для молодежи

Овальная выноска: психолог советует кандидат психол. наук,

педагог –психолог

Воля и привычка: возможности дошкольника

Характерные трудности первоклассника: несобранность, неаккуратность, невнимательность — вызваны, в значительной мере, именно отсутствием волевых привычек.

Ребенок пропускает в тексте слова, забывает дома тетрадки, плохо слушает на уроке, растягивает выполнение до­машних заданий на долгие часы и все равно делает их плохо. Его ругают, наказывают, убеждают, за­ставляют; он и сам хочет быть хоро­шим, старается изо всех сил, но и это мало чему помогает.

Для того чтобы ребенок был организован в шко­ле, нужны волевые привычки, кото­рые формировать следует рань­ше, в дошкольном возрасте. Начинать надо с того момента, когда ребенок научился понимать обращенные к нему слова. Уже в полтора-два года его можно по­просить поставить игрушки на место, выполнить простенькое поручение (не забудьте только поблагодарить ребенка, если он успешно выполнил вашу просьбу!).

Можно, видимо, выделить четыре группы волевых привычек, формируемых в дошкольном возрасте.

Культурно-гигиенические привычки (мыть руки перед едой, тщательно чистить зубы по утрам, правильно сидеть за столом, аккуратно есть и т. п.). Казалось бы, все это к будущей собранности взрослого не имеет особого отношения. Однако это не так.

Общая тренировка готовности к волевым усилиям происходит и здесь. Выполнения этих требований надо добиваться неукоснительно, не допуская сколько-нибудь значительных пропусков: весь механизм воспитания этих привычек заключен именно в их ежедневной обязательности.

Бытовые навыки. Ребенок уже в два года может и должен убирать свои игрушки (поначалу не слишком важно, в каком порядке он их сло­жил; главное, чтобы он это делал сам). В три года — складывать свою одежду, в четыре — убирать свою постель, в пять — помогать накрывать на стол и убирать со стола.

«Расклад» домашних дел по го­дам здесь достаточно условен: я знаю четырехлетнего, которому уже доверяют мыть посуду, а не­которым детям это рискованно по­ручать даже в шесть лет — им лучше найти более «безопасное» для се­мейного хозяйства занятие. Дело заключается в том, чтобы у ребен­ка, даже самого маленького, были свои обязанности по дому, чтобы выполнение этих обязанностей стало настолько для него естественным, что воспринимались бы им как нагрузка — превратилось в волевую, привычку.

Волевые привычки культурного поведения. Сюда входят и навыки поведения за столом, и навыки об­щения со взрослыми, и умение об­щаться со сверстниками, иначе гово­ря, сюда входит все то, что называют «хорошими манерами», «воспитанностью».

Как мне кажется, сейчас незаслу­женно мало обращают внимание именно на хорошие манеры детей. Именно по его манерам уже с первых минут можно судить о том, насколько серьезно занимались родители его воспитани­ем. К сожалению, довольно часто ощущается отсутствие того, что принято считать воспитанностью.

За умением ребенка вести себя в обществе, красиво и аккуратно есть стоит не просто внешний лоск, а из­начальная воспитанность человека. И не зря наши бабушки придавали этим умениям такое большое значе­ние; это — свидетельство того, что ребенком занимались, у него есть необходимый запас волевых привы­чек. Есть и другое: за хорошими манерами стоит привычка выполнять требования общества, уважать достоинство других, не теряя самоуважения.

Скажем, элементарное требование — не перебивать других в бесе­де. Здесь и волевая привычка к сдерживанию своих эмоциональных порывов, и уважение к чужому мнению. Другое дело, что не всегда за хорошими манерами стоит подлинное уважение к людям, то, что называется внутренней культурой. Ну что ж, значит, одних хороших манер недостаточно, чтобы судить о личности человека — только и всего.

Что ни говори, у ребенка, вла­деющего навыками общения, больше шансов стать сдержанным в эмо­циональных ситуациях, уметь себя достойно вести в самых сложных обстоятельствах. В хороших манерах кроме прямой пользы есть дополнительный смысл: воспитание все тех же волевых при­вычек.

Волевые привычки в умственной работе. Тот факт, что в семьях с незаурядными интеллектуальными возможностями родителей детей нередко отличает высокий уровень умственного развития, вовсе не оп­ределяется передачей способностей по наследству.

Привычка к сосредоточенному ин­теллектуальному труду — в значи­тельной мере такая же волевая при­вычка, как и многие другие. Мы уже говорили, что если родители, к при­меру, при занятиях с ребенком постоянно отвлекаются, то много шансов, что у ребенка сформирует­ся «разорванное», неустойчивое внимание.

Каковы же специфические осо­бенности формирования волевых привычек у дошкольников?

Первое и главное. Воспитание волевых привычек необходимо начинать с раннего дошкольного возраста прежде всего, конечно, потому, что они составляют фундамент всей дальнейшей жизни ребенка, его учения и труда. Однако есть и еще одно основание для этого: именно в раннем возрасте ребенок еще очень податлив, для него взрослый родитель наделен непререкаемым авторитетом.

У дошкольника ярко выражена потребность, которую называл «потребностью быть хорошим». Маленький ребенок очень хочет заслужить одобрение старших. Эту его потребность и надо сде­лать главным рычагом в волевом воспитании. И в этом случае вовсе не потребуется пугать ребенка: «Не будешь умываться, на грязных руках заведутся микробы, и ты забо­леешь!» Этот прием просто вреден, он ведет к страхам ребенка, его преувеличенному вниманию к свое­му здоровью. Дет­ские психоневрологи говорят, что некото­рые ипохондрии имеют своим нача­лом именно такие методы воспита­ния.

Точно так же не стоит говорить ребенку, что если он не уберет иг­рушки, то их кто-то утащит. Ребенок и без того склонен многого бояться, и незачем эти страхи увеличивать. И совсем не обязательно звать на помощь волка. «Когда у тебя в ком­нате порядок, то мне легче, меньше придется убирать в квартире! Я так рада, что у меня хороший сын — он помогает маме»,— такие слова действуют ничуть не хуже.

Обязательное условие формиро­вания волевых привычек в дошколь­ном возрасте — неукоснительное выполнение соответствующих тре­бований. Если уж вы решили при­учить ребенка к чистоте, то делать это нужно всегда, даже если вам очень некогда. Любые перерывы могут привести к тому, что привыч­ка так и не возникнет; достаточно бывает нескольких дней, чтобы раз­рушить то, что создавалось месяцами.

Очень хорошо, если на первых этапах формирования волевой при­вычки вы не просто требуете от ребенка: «Принеси, убери, вымой»,— а делаете это вместе с ним. Ребенку и легче, и веселее. Кстати, многие матери это понимают, если хотите, интуитивно и вместе с ре­бенком убирают игрушки («одну — ты, другую — я»), моют руки («и у меня чистые, и у тебя»), делают под музыку веселую гимнастику.

Слова «воля» и «волевая привыч­ка» связываются часто с представ­лением о чем-то тягостном, с пре­одолением какого-то нежелания, с внутренней борьбой. Это не всегда так даже у взрослых — и уж совсем не должно быть так у маленьких детей. Вырабатывая у них самые серьезные волевые привычки, нуж­но стремиться к тому, чтобы это делалось радостно: легко, весело, без напряжения. Напомним, что не­обходимость заставить себя ощути­ма лишь в начале формирования волевой привычки; а когда она сформирована, не «заставление се­бя», а радость от деятельности, ко­торая стала необходима, служит главной движущей силой.

Но и на самых начальных этапах возникновения волевых привычек надо делать все для того, чтобы и мытье рук, и уборка постели, и уж тем более утренняя гимнастика не превращались в мученье для ребенка и нервотрепку для взрос­лых. Может быть, надо не всегда развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения, соединяющую взрослого и ребенка, необходимо всегда.

И разумеется, если взрослые так много значат для маленьких детей, им следует быть примером для под­ражания. Отец, требующий от ребенка аккуратности, а сам разбра­сывающий вещи как попало, вряд ли эту аккуратность воспитает.

А можно ли взрослым «перест­роиться», трудно ли это? Как захо­теть. Такой удиви­тельный пример: уже немолодая женщина, родив, наконец, ребенка, удивительно изменилась: раньше у нее во всем был «творческий», а проще — невообразимый беспо­рядок. А теперь, считая необходи­мым, чтобы у ребенка не было этой, как она ее назвала, «безалаберности», она стала буквально другим человеком — не просто аккурат­ным, но даже педантичным в своей аккуратности. И не надо было ника­ких увещеваний психолога, было понятно и так, что недостатки родителей часто усваиваются детьми, что называется, «с ходу». С достоинст­вами, к сожалению, получается куда труднее.

Таким образом, к концу дошкольного детства и к началу школьного обучения у ребенка должен иметь­ся определенный набор волевых привычек. У разных детей он может быть разным; важно только, чтобы в нем имелись привычки из всех четырех сфер саморегуляции.

Использовались материалы журнала «Семья и школа»

Хотим предложить вам неболь­шую анкету, по которой можно со­ставить мнение (конечно, в достаточ­ной мере приблизительное) о воле­вых привычках дошкольника. Ста­райтесь отвечать на вопросы по су­ществу дела, а не буквально. На­пример, ребенок, регулярно помо­гающий накрывать на стол, убирать свою постель, игрушки, может оце­ниваться ответом «а», даже если мыть посуду вы пока ему не дове­ряете.

Что умеет ваш ребенок!

1. Насколько сложились у ребенка устойчивые гигиенические навыки (чистка зубов по утрам, мытье рук перед сном и т. п.)?

а.  делает всегда сам, без напоминания;

б.  обычно делает, но иногда требуется напомнить;

в.  без специального напоминания не делает

г.  затрудняюсь ответить.

2.  Приучен ли ребенок помогать по дому (мыть посуду, убирать свою постель, накрывать на стол и т. п.)?

а.  делает это постоянно;

б.  делает только иногда;

в.  делает крайне редко;

г.  затрудняюсь ответить.

3.  Есть ли у ребенка устойчивые навыки самообслуживания (взять себе еды, самому приготовить себе бутерброды, одеться по погоде)?

а.  имеются в достаточной степени;

б.  имеются лишь некоторые;

в.  нет;

г.  затрудняюсь ответить.

4.  Умеет ли ребенок достаточно длительное время (10—15 минут) удерживать свое внимание при чтении вслух, при рисовании, в иг­ре?

а.  умеет;

б.  это ему удается лишь изредка;

в.  не умеет;

г.  затрудняюсь ответить.

5.  В какой мере способен ре­бенок управлять своими желаниями (например, не есть перед едой конфеты, хотя они ему доступны, не капризничать, если старшие что-либо запретили, и т. п.)?

а.  может в достаточной мере;

б.  может лишь изредка;

в.  не умеет;

г.  затрудняюсь ответить.

6. Умеет ли ребенок вести себя за столом (правильно сидеть, акку­ратно есть и т. п.)?

а.  обычно умеет;

б.  умеет, но делает это далеко не всегда;

в.  не умеет;

г.  затрудняюсь ответить.

7. Есть ли у ребенка сколько-нибудь устойчивые интересы (слушание музыки, рисование и т. п.)?

а.  есть довольно устойчивые;

б.  интересы есть, но все время меняются;

в.  выраженных интересов нет;

г.  затрудняюсь ответить.

8. Умеет ли ребенок вести себя (не перебивать старших, без напоми­наний здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)?

а.  умеет;

б.  умеет, но иногда приходится напоминать;

в.  не умеет;

г.  затрудняюсь ответить.

9. Следует ли ребенок определен­ному режиму дня?

а.  как правило, да;

б.  вообще да, но иногда нарушает;

в.  нет;

г.  затрудняюсь ответить.

10. Если ребенок задает вопрос, всегда ли внимательно выслушива­ет ответ?

а.  как правило, с интересом выслушивает объяснение;

б.  иногда при ответе на вопрос не слушает, отвлекается;

в.  очень часто задает вопрос просто так, не нуждаясь в ответе;

г.  затрудняюсь ответить.

11. Убирает ли за собой игруш­ки после игры, карандаши и аль­бомы после рисования, книжки по­сле чтения?

а.  как правило, убирает;

б.  обычно требуется ему напомнить;

в.  не убирает;

г.  затрудняюсь ответить.

Оценивать ответы по этой анке­те следует так.

Если ответов «а» набралось не менее 2/3, то ваш ребенок имеет хороший уровень волевого воспи­тания.

Если ответов «б» набралось около 2/3, то уровень волевого разви­тия ребенка средний. Что-то вы уже сделали, но надо поработать еще.

Если же у вас набралось 2/3 от­ветов «в», то дело обстоит доволь­но скверно. По сути дела, надо на­чинать перевоспитание ребенка.

Очень плохо, если на многие вопросы последовал ответ «г» — «не знаю». Интересуетесь ли вы по-настоящему жизнью своего ре­бенка?

Курсовые