Проблемы сектантства в молодежной среде

Религия всегда занимала важное место в жизни человека. Французский социолог Э. Дюркгейм утверждал, что религия охватывает то, «что выходит за пределы нашего знания». Мы, люди, называем большую часть предметов, событий и житейских ситуаций «мирскими». Мирское – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Другие же явления мы называем сакральными (от англ. Sacred - священное), - это то, что люди почитают за экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение. Отделение сакрального от мирского составляет суть всех религиозных верований. Следовательно, религия - это социальный институт, включающий верования и практики, основанные на представлениях о сакральном.

В сложной и противоречивой сфере религиозного сознания особое место занимает сектантство. Возникновение и развитие сектантства тесно связано с политическими процессами, которые разворачивались в мире, начиная со средних веков по настоящее время, как в Западной Европе, так и в России. Сотни различных религиозных организаций действующих сегодня в РФ образуют некий континуум, в котором церковь находится на одном полюсе, а секта, на другом.

Что же такое секта? Для того, чтобы это выяснить, обратимся к определению сект. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона «сектой называется общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении».[1] В социологическом словаре Н. Аберкромби и др. секта определяется «как небольшая добровольная религиозная группа, создающаяся на основе принципа исключительности, которая требует от своих членов полного подчинения, подчеркивает свою отдельность от общества и отвергает его».[2]

Секты - менее формальные организации, чем церкви. Так, поведение сектантов бывает непредсказуемым и весьма эмоциональным, в то время как прихожане внимают церковным священнослужителям. Секты также отрицают излишнюю рационализацию религиозных представлений и обращают основное внимание на личное переживание человеком божественной власти.

Благодаря своей чрезмерной эмоциональности и неформальной структуре секты менее стабильны, чем церкви, и многие из них исчезают. Секты, которые «выживают», обычно становятся более формализованными и структурированными организациями.

Кратко хотелось бы изложить основные моменты формирования сект в России. Первые секты появились в России в средние века как протест верующих против политики официальной церкви (стригольники - в XIV-XV в. в., жидовствующие - в XV в.). В XVII веке протест верующих против политики патриарха Никона привел к появлению старообрядчества, которое разделилось на умеренное крыло (поповский толк) и радикальное крыло (беспоповский толк). Последние особенно жестоко преследовались как государственными, так и религиозными властями. Официально старообрядчество было признано только в 1905 году.

С XVIII века в России стали появляться секты нового типа, которые отрицали всю ортодоксальную догматику, церковную обрядность: например, хлысты или христы, от которых отделились фанатично настроенные скопцы, предававшие себя кастрации. Помимо этих мистических сект возникали новые рационалистические секты, которые пытались толковать христианство в духе «разума» (духоборцы, молокане, иеговисты). В них также прослеживается недовольство церковной властью и официальной догматикой православия, но в умеренном виде.

В середине XIX века в Россию стали проникать и западноевропейские протестантские секты (штундисты, меннониты, баптисты и др.). Зачастую их позиции сближались с позициями русских сектантов, а чаще всего они вытесняли русские секты.

В наше время процесс распространения сектантских учений в России достиг небывалого размаха. После распада СССР общество в целом впало в состояние аномии, и возник идеологический вакуум. Подобное состояние обусловлено тем, что в социуме времен социалистического строя все было подчинено идеям и идеалам построения коммунистического обществ. Но после распада СССР, те идеалы, которые утверждались в социалистическом обществе, оказались «не удел». При этом стало возможно открытое выражение своих религиозных взглядов. Поскольку большинство населения бывшего СССР было воспитано в атеистическом духе, то оно плохо разбиралось в религиозных разногласиях, которые имелись в религиозных верованиях сектантов и представителей официальных религий. Поэтому определенная часть населения, восприняв веру как новую идеологическую составляющую, приняла идеи сектантства за истинные догмы христианства.

В Северной Осетии сектантство исторически представлено сектами молокан, евангелистов, баптистов и др.[3]

Безусловно, не все секты одинаково активно ведут работу по привлечению граждан в свои ряды. Это подтверждают и социологические данные, полученные в ходе исследований в Северной Осетии. Так, например, наиболее частые контакты респонденты имели с представителями евангелистско–баптистского толка (44%), с представителями евангелистско– христианского баптистского толка (36%), с представителями секты «Сознание Кришны» (24%), наименьшее число контактов зафиксировано с представителями харизматиков (0,8%) и адвентистов 7-го дня (3%).[4]

Что же привлекает жителей нашей республики в сектантских учениях? На первом месте мнение о том, что в них человек находит ответы на все вопросы об окружающей нас жизни (81% посещающих секты). На втором месте - «богослужение ведется на доступном языке» (76% посещающих секты). Часть опрошенных считает, что в сектах человек чувствует себя членом одной семьи (63% посещающих секты). На последнем месте - моральная и материальная помощь, которую человек получает в сектах (42% посещающих секты)[5].

За последние годы в Северной Осетии число людей, входящих в различные религиозные секты, резко возросло. Так по данным социологического опроса, проведенного в феврале-марте 2006г. СОИГСИ под руководством , на вопрос «Согласны ли вы с мнением о том, что в последние годы в РСО–Алания число людей, входящих в секты резко возросло?» были получены следующие ответы (в процентах ответивших):

Да

61,6

Нет

6,0

Я не думал об этом

21,0

Отказ от ответа

11,4

Уже упоминалось о том, что секты достаточно успешно ведут активную миссионерскую деятельность. В чем же секрет столь успешного миссионерства? Ответ на этот вопрос заключается в том, что миссионеры хорошо знакомы с психологией тех людей, на которых направлена их деятельность. Портрет миссионера очень хорошо знаком каждому из нас. Как правило, миссионеры хорошо и опрятно одеты, производят впечатление благополучных людей, которые реализовали в жизни все задуманное. Они разговорчивы, но вместе с тем внимательно слушают своих гипотетических «братьев» и «сестер», умело направляя разговор в нужное для обращения человека в секту русло. Методика отбора объектов миссионерской деятельности очень четкая. К благополучному человеку с проповедью сектанты обращаются крайне редко. Их жертвы – это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, часто потерявшие веру во все на свете. Это люди, которых постигло личное горе: распад семьи, физический недуг, неустроенность жизни, смерть близкого человека и т. д. Переживая тяжелую моральную травму, человек наиболее отзывчив к каждому слову сочувствия.

Люди, попавшие в секту, крайне редко способны или желают покинуть ее. Ведь на собраниях все равны, чего многим так не хватает в реальной жизни. Все друг друга любят, ценят и помогают. На первый взгляд все прекрасно, и зачем бороться с подобным явлением? Да, действительно, все бы ничего, если бы многие люди, которые разочаровались в своей вере, не оставались у «разбитого корыта». Часто люди отдают в пользу сект все свое имущество. Если в секту не вступила вся семья, то зачастую семья распадается.

Довольно часто в секты попадает молодежь. Почему же эта категория населения оказывается в группе «риска»? Попробуем проанализировать, как происходят подобные процессы на примере студентов. Студенты представляют собой специфическую социальную группу, которая объединяет людей, обучающихся в гражданском высшем учебном заведении с целью подготовки к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Отметим некоторые специфические особенности личности студента. В первую очередь можно назвать активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, социально активному самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. При этом, однако, проявляется и определенная социально–психологическая неустойчивость, вероятные причины которой усматриваются в недостатке жизненного опыта, нередко приводящем к импульсивности и разбросанности, разочарованиям и пессимизму, скептицизму и нигилизму. Следующей особенностью является внутренняя противоречивость юношеского сознания, в котором категоричность оценок уживается с демонстративным скепсисом и сомнениями в обоснованности многих общественных норм, а повышенный интерес к собственной личности – со стремлением к расширению социальных связей.

Ещё одна характерная черта юности – формирование жизненных планов, которые возникают, с одной стороны, как результат обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой – как результат конкретизации целей и мотивов.

Юность является порой обостренного самоанализа и самооценивания. Эти процессы требуют сопоставления своего идеального и реального «Я», однако первое из них все еще «не выверено», а второе еще всесторонне не оценено самой личностью, что может вызвать неуверенность в себе, сопровождаться чувствами непонятости и одиночества.[6]

Таким образом, студент – это молодой человек, который, будучи представителем своей социальной группы, еще не полностью определил свои взгляды на происходящие в нем самом и вокруг него процессы. Молодежь находится в поиске, а нетрадиционные религиозные организации как нельзя кстати оказываются рядом - со своей литературой, адаптированной к хорошо изученным ими проблемам молодежи. О том, что в сектантских изданиях особое внимание уделяется насущным проблемам молодых людей, свидетельствует, например, то, что в рамках секты «Свидетели Иеговы» существует периодическое издание «Вопросы молодежи. Практические советы», где отором рассматриваются проблемы молодых людей, с которыми они стесняются или в силу каких-либо других причин не могут поделиться со взрослыми.

Возможно, и не стоило бы бить тревогу, если бы все было так мирно. Но ведь известно о существовании множества сект радикального толка, которые часто прибегают к экстремизму. Возможно, если бы в обществе существовало больше информации, говорящей о том, каково пагубное влияние сект, многие бы воздержались от обращения в секты.

Значительный вклад в изучение негативной роли современных сект в России принадлежит [7], который занимается этим вопросом уже более 10 лет. Но некоторые авторы относят самого к людям, занимающимся провокацией и религиозным экстремизмом.[8]

Но если углубиться в суть понятия экстремизма, то мы увидим, что действие многих сект можно отнести к экстремистским. Так, экстремизм – это деятельность общественных и религиозных организаций, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации и совершению действий, направленных на:

1. возбуждение… религиозной розни, связанной с насилием или призывом к насилию…,

2. осуществление массовых беспорядков… по мотивам религиозной… ненависти либо вражды…,

3. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии…, религиозной принадлежности…,

4. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий.[9]

Но разве не ведут практически все известные нам секты пропаганду своей исключительности и превосходства? Другое дело, что многие из них дальше пропаганды не идут, но другие переходят от слов к делу. И именно в этот момент наличие молодежи в сектах играет на руку их борьбе. Ведь всем известно присутствие такого психологического качества в структуре личности молодого человека, как максимализм. Молодежь рьяно берется за доверенное ей дело, легко проникается идеями борьбы. Особенно это актуально в наши дни. Почему? Потому, что молодые люди, которые выхолены своими родителями, не обременены тяжким грузом забот, обладают большим количеством нерастраченной энергии. Некому направить эту энергию в нужное, созидательное русло. Вот и берут этот «выкинутый» на улицы материал секты, лепят то, что нужно им, а не обществу.

То, что молодежь относительно легко вступает в секты, и никто не озабочен серьезными попытками остановить это процесс, говорит о том, что сейчас общество если не отвернулось от молодежи и ее проблем, то уж точно смотрит сквозь нее. Но не стоит забывать о том, что в поведении молодежи, ее нравственных принципах, как в капле воды, отражаются все противоречия общества, частью которого она является.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1990. Т. XXXIX. С.324.

[2] и др. Секта// Социологический словарь/ Под ред. Аберкромби и др. Казань, 1997. С.282.

[3] Олейникова сектантства в современной Осетии.// Социальные процессы и межнациональные отношения в РСО-Алании. Владикавказ, 2002. С.51.

[4] Там же.

[5] Там же. С.52.

[6] , Проблемное поле переживания студентов.// Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 5.

[7] См.: http://irinei/vinchi/ru в разделе «Отчет о работе международной научно - практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века»

[8] См.: www. *****

[9] Федеральный закон РФ от 01.01.01. «О противодействии экстремистской деятельности».