Цов

Профессиональное самосознание субъекта

правоохранительной деятельности

В условиях построения демократического общества, правового государства возрастают требования к деятельности юриста. Особое внимание уделяется вопросам повышения её эффективности, росту профессионального мастерства сотрудников и дальнейшему укреплению органов юстиции квалифицированными специалистами. Современные требования, предъявляемые к личности курсанта (слушателя) юридического института ФСИН России, отличаются широтой и разнообразием. Сегодня обществу необходим творческий мыслящий работник уголовно-исполнительной системы, способный самостоятельно принимать решения и выполнять их как в деятельности в целом, так и в нестандартных ситуациях.

Прежде чем осмыслить требования, предъявляемые к юристам, и вычленить одно из ведущих личностных качеств, которое обеспечивает успешность деятельности юриста независимо от специализации, считаем необходимым сделать ряд пояснений. Следует уточнить смысл деятельности юриста, понимание которой «связано с выявлением определенного типа отношений к миру, определенного типа бытия в мире, который составляет существо деятельности» [7, С. 10-11]. В этих отношениях образующих содержание деятельности, проявляются личностные качества юриста, формируемые в ходе их включения в различные отношения в процессе обучения в вузе.

Понятие «деятельность» полисемично и его значения – активность, труд, работа и поведение образуют группу синонимий, члены которой имеют различное научное происхождение, но используются совместно в психологии и социальной психологии [5, С. 10] и, добавим в педагогике. Деятельность индивида в рамках конкретной профессии исследуется психологией и педагогикой в рамках их собственного объекта. Однако, для психологии важен психологический срез деятельности, а для педагогики – социопрактический срез, а именно: деятельность как определенный тип отношений юриста к миру и людям. Таким образом, осмысление деятельности юриста возможно с позиции различных личностных качеств, которые как проявляются в деятельности, так и развиваются в ней.

Юридическая профессия по своему определению гуманна: она требует от личности объективности, справедливости. Гражданская позиция юриста имеет большое значение при правовом разрешении возникающих жизненных ситуаций, при защите прав и законных интересов личности, общества и государства. Служебная деятельность юриста связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка, поэтому государственно-правовой статус юриста отличает данную профессию от многих других.

Юристу приходится вникать в душевные состояния людей, разрешать конфликтные ситуации, выступать в роли арбитра. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от специальных способностей, от знаний психологии личности. Юристу приходится действовать в чрезвычайных условиях, в условиях высоких психических нагрузок, сохраняя при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений. С учетом всех обстоятельств юрист разбирается в сложных жизненных ситуациях, находит истину, объективно оценивает факты и явления, делает правильные выводы и принимает в пределах закона оптимальные решения.

Анализ научной литературы показал, что деятельность в рамках любой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие аспекты: познавательный, воспитательный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный.

Решение задач, связанных с познанием проблем, таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость ума, конкретными и частными свойствами которого являются децентрированное мышление; внутренняя альтернативность принимаемых решений; умение видеть не только ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений, особенно глобального характера; конвергентность – дивергентность мышления; стереотипность и гибкость мышления [1, С. 275-282]; воображение; внимание (целенаправленное, произвольное); наблюдательность (острота, избирательность), память (быстрота, полнота, точность, оперативность). Все это позволяет эффективно выявлять, закреплять доказательную базу [3, С. 151-153].

Воспитательный аспект деятельности юриста заключается в том, что «одно из основных направлений в работе юриста – воспитание граждан в духе уважения к закону. Воспитательное воздействие осуществляется в отношении как лиц, совершающих преступления, так и всех граждан» [3, С. 144]. Воспитательное воздействие обусловлено правовым сознанием юриста, его волевыми качествами. Воля – это присущая человеку способность психофизических усилий и напряжений, направленных на достижение сознательно представленной цели. Она проявляется в принятии и осуществлении решений [3, С. 156], в процессе обучения. Поэтому коммуникативный аспект в деятельности юриста является значимым. Труд юриста облечен в соответствующие предусмотренные законом протокольные формы, что и придает его деятельности удостоверительный нормативный характер [3, С. 145].

Деятельность юриста представляет определенный тип его отношений к миру и к людям. Содержание данных отношений специфично, что определяется содержанием собственно юридической деятельности.

Эти отношения обусловлены способностью к целостному восприятию правовых проблем, самосознанием как необходимым компонентом правовой культуры, которая отражает, оценивает и порождает отношение к праву на основе совместимости познавательного и ценностного в сознании юриста. Ряд исследователей считает, что в сфере индивидуального и массового сознания существует участие, в котором разрабатываются и решаются проблемы взаимодействия личности и права, отражающие динамику такого взаимодействия, где происходит выработка необходимых поступков и поведения – это сфера правового сознания.

В исследованиях, посвященных профессиональному образованию, особое внимание уделяется профессиональному самосознанию субъекта деятельности – его ценностей, смысловых образований, рефлексии [7, С. 6]. Профессиональное сознание выступает важнейшей категорией реально отражающей суть процесса становления специалиста на разных этапах профессиональной подготовки. Составляющей профессионального сознания является профессиональное самосознание, способствующее проектированию и прогнозированию своей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание позволяет развивать деятельность, совершенствуя ее средства в соответствии с внутренне осознанными целями.

Исследователями () доказана связь когнитивного компонента самосознания с индивидуально-личностными показателями готовности к профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание (для юриста это правовое самосознание) выступает, критерием готовности к профессиональной деятельности. Задача формирования самосознания () предполагает выделение и анализ того, как будущий специалист приходит к определенному представлению о себе как профессионале, какие внутренние действия совершает, на что опирается. Таким образом, процесс формирования профессионального самосознания обусловлен множеством факторов, в том числе и внутренних, а само самосознание специалиста выступает существенным признаком готовности к деятельности в правоохранительной сфере.

Психологический аспект исследования проблемы самосознания, неразрывно связан с философским аспектом, предполагает рассмотрение его как процесса, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания эмоционально-ценностного отношения к себе. Психологи отмечают интегральную природу самосознания, в каждый акт которого вовлекаются не только отдельные психологические процессы в различной комбинации, но и вся личность в целом – система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт, эмоциональное состояние личности в данный момент. Самосознание вплетено в психологическую жизнь человека, оно неразрывно связано со всеми внутренними процессами – познавательными, аффективными, поведенческими [6].

Отмечая различия в интерпретации понятия самосознания исследователями, укажем, что они скорее не противоречивы, а отражают различные его планы. Но общим остается признание профессионального самосознания в качестве процесса осознания себя субъектом профессиональной деятельности. Придерживаясь трех компонентной структуры профессионального самосознания, выделяем в нем когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, что соответствует содержательным характеристикам каждой подструктуры самосознания: я-понимание, я-отношение, я-поведение. Знания о себе рождают общую самооценку, влияют на изменение своих представлений. Аффективный компонент самосознания юриста характеризуется совокупностью трех видов отношений: к системе своих действий; к системе межличностных отношений; к своим профессиональным качествам и в целом к своей личности как профессионала. Самоотношение тесно связано с поведением, психологическим механизмом которого является удовлетворенность собой и своей деятельностью.

Развитие профессионального самосознания свидетельствует о способности юриста находить оптимальное соотношение между социальными и индивидуальными требованиями, о способности к самодетерминации профессионального развития. Рост самосознания приводит к совершенствованию процессов саморегуляции.

Итак, под профессиональным самосознанием юриста следует понимать осознание себя как субъекта в пространстве правоохранительной деятельности, в системах профессионального общения и собственной личности. Регулирование данного процесса происходит в ходе профессиональной подготовки.

Идея компетентностного подхода предполагает переподготовку содержание учебного процесса на юридическом факультете на основе принципов интеграции, всеобщности и целостности. Идея междисциплинарной интеграции приобретает новое понимание, требуя от преподавателей вуза поиска средств формирования широкого гуманитарного мышления, преодоления эффекта мозаичной культуры, что невозможно без перестройки их профессионального сознания и самосознания. Внутривузовская система повышения квалификации преподавателей юридического факультета будет способствовать решению этих задач.

___________________

1.  , Бездухов ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.

2.  Михайлов сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. – 221 с.

3.  Порубов этика. – Минск: Высшая школа, 2003. – 352 с.

4.  Скворцов самосознания. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

5.  Суходольский психологической теории деятельности. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. – 168 с.

6.  Чеснокова самосознания в психологии. – М.: наука, 1977. – 144 с.

7.  Швыреев разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. – С. 9-20.